«Упаковка — маленький рекламный плакат, и материал этого плаката тоже работает на коммуникацию».

О любимых и даже идеальных материалах, а также о причинах спада интереса к некоторым материалам поговорили с Алексеем Якушиком, основателем UNIQA — топового дизайнерского агентства в сфере алкогольной этикетки.

— В чем видите причину спада интереса к винным (дизайнерским) материалам в 2023? Чем их заменили клиенты?

Материалов стало меньше и они стали дороже. Нам кажется, что выбор материалов сейчас в принципе небольшой:  подбираешь материал какой-то интересный по каталогам — а оказывается, что в типографии, которая работает с клиентом, его нет. Получается, пустая трата сил и напрасные ожидания. Так что в последнее время приходится работать с какими-то более-менее стандартными материалами или с имитациями, которые достаточно неплохо научились делать в позапрошлом году, когда материалы практически исчезли. 

— Какие материалы пользовались больше спросом в 2023 для алкогольной этикетки? 

В подавляющем большинстве проектов мы выбираем самый универсальный материал — белый, потому что из него можно сделать практически всё, что угодно. С материалом типа White Matt легко работать, он позволяет и делать имитации, и наносить на него фольгу и, соответственно, работать с ним, как серебряным материалом. Это наш основной материал. 

Второй — это металлизированный материал. С цветными и черными материалами, кажется, просто туго на рынке. Золото обычно и не рассматриваем, все-таки удобнее материал серебряный, не золотой. 

Крафтовые материалы — популярная история, но мы привыкли, что их имитируют.

— Если бы вы могли получить любой материал с любыми свойствами хоть завтра, что это могло бы быть?

Мы работаем от задачи — как бы не хотелось всего и сразу, важно применение.  Но обычно хочется, чтобы материал был достаточно плотный, с интересной выраженный фактурой. Такой, чтобы с ним было просто работать, чтобы на него хорошо ложилась краска и тиснение, он хорошо держал конгрев. Ну и естественно, чтобы это был еще самый дешёвый материал — тогда он был бы идеальным.

— При разработке дизайна насколько вы обращаете внимание на рабочие свойства материалов — вид клея, подложка, ограничения? 

Здесь всецело полагаемся на типографию. 

— Расскажите случай из практики, где материал, на ваш взгляд, сильно повлиял на дизайн/результат печати.

В каждом случае материал влияет на дизайн — сильнее, не сильнее, но так или иначе. Материал — это часть внешнего вида продукции, и он, конечно же, влияет на ощущения. Если ты хочешь какой-то активный многоуровневый конгрев и берёшь материал, который для этого не приспособлен, то естественно, ничего не получается — и это негативно влияет на дизайн. Лучше вообще не делать, чем сделать плохо.

— Упаковка — главный источник информации о продукте. Что вы обычно стараетесь сообщить покупателю через свой дизайн алкогольной этикетки?

Безусловно, упаковка это в первую очередь коммуникация — как телевизор, как маленький рекламный плакат. И мы через эту коммуникацию передаём ценности продукта, которые у него есть, которые заложены в платформе бренда. Если берем водочные бренды, почти всегда есть какая-то легенда: выдуманные истории, эмоции, настроения. Если мы говорим о вине, то там уже влияют и личность винодела, и террары. Безалкогольные напитки, газировки — там всегда какой-то драйв. Плюс наполнение зависит ещё от целевой аудитории — говорим с ней, используя все средства, в том числе и материал.

Другие статьи